Лекция Майкла Чейни на TED

Следуя советам Джеймса Альтушера, любезно переведённый «Теориями и практиками», я отмел имевшийся ранее опыт и сел изучать комиксы с нуля. Как они работают? Как их анализировать? Какие комиксы хорошие, а какие плохие? Нужны ли они, в конце концов?

Среди прочего, поиски привели меня на лекцию Майкла Чейни (не того!) на конференции TED. Очень неплохо для начала, мне кажется. Что-то я уже знал, а что-то – нет. Всё-таки начинать с нуля полезно.

Хочу выделить несколько интересных моментов.

Во-первых, я никогда ранее не задумывался о том, что комиксы тренируют наше внимание. Чейни разбирает этот момент на примере страницы из «Персеполиса». На первом кадре весьма условно, согласно заветам Скотта МакКлауда, изображена девочка – это и есть сама Маржа Сатрапи, автор книги. Но уже на следующем кадре изображено сразу несколько сидящих в ряд девочек, которые едва отличимы от первой. Читателю тут же приходится быстро бегать глазами и запоминать отличия. Задается определенный порог, не перешагнув который в дальнейшем можно будет совершенно запутаться в отдельных сценах.

Небольшой офф-топ. Любопытно, насколько метафора точна в реальной жизни. Сможем ли мы быстро свыкнуться с внешним видом окружающих, попав в страну, где преимущественно живут люди другой расы?

Во-вторых, я совсем не обращал внимание на пятна Роршарха. В последний раз я читал книгу довольно давно, к тому же в целом привык к динамике в процессе чтения. Поэтому символизм пятен Роршарха прошёл мимо меня. Тем временем, лектор также уместно заметил, что перенести подобный опыт в кино было бы непросто. Хотя все вместе кадры и составляют динамическое повествование со своим темпом, всё-таки перед нами, прежде всего набор изображений. Остановившись на минутку, мы можем отыскать новый смысл в увиденном на кадре.

В-третьих, стоит отметить и выбор книг. Список довольно распространенный. Хочу лишь отметить, что лектор, судя по всему, считает их выбор вполне приемлемым для читателя-новичка. Добавление в этот список «Хранителей»  – тема для отдельной дискуссии, ну а пока просто голос в копилку мнений.

Leave a Reply

